Это редкая игра, которая может похвастаться тем, что с момента анонса ее сопровождали исключительно теплые чувства. Никаких скандалов, никаких противоречивых решений, никаких вопросов о стиле. Это кошачье “киберпанк-приключение” исключительно интересно и увлекательно.
Кажется, что разработчики из студии BlueTwelve не ставили перед собой цель воплотить “мечту киберпанка“, а просто создали относительно небольшую, милую и симпатичную игру почти для всех. Особенно для любителей подвижных и очаровательных котят.
Сюжет игры
Будущее наступило. Для некоторых оно стало довольно мрачной, но наш маленький герой не унывает, странствуя по миру в компании своих друзей. Однако первоначальное веселье и неподдельная радость игрока быстро сменяются совсем другими ощущениями: внезапно мы оказываемся по ту сторону света и тепла, в мире роботов и существ куда более опасных.
В такой непростой ситуации обычный человек или даже достаточно опытный робот быстро бы сдался, но главный герой не из робких. Если вы знаете, что единственный путь – вперед, а впереди еще есть манящие огни, то идите! Как можно быстрее или как можно тише, созерцая знакомый-странный мир вокруг себя, перепрыгивая с места на место и находя множество интересных вещей.
Например, пройдет совсем немного времени, и к нам присоединится робот B-12, чтобы помочь нашему герою взаимодействовать с окружающей средой (хотя зачастую мы тоже будем помогать ему, ведь у него нет острых когтей и такой наблюдательности! Кстати, язык здесь сильно отличается от того, к которому мы привыкли, и даже время другое.
Если цель нашего главного героя ясна – необходимость вернуться домой к близким, то желания тех, кого мы встречаем на пути, забавны и порой трогательны: романтики и прагматики, музыканты, уличные танцоры и смелые искатели приключений, которые, как и мы, хотят лучшей жизни где-то там, наверху.
Ходят слухи, что где-то там, наверху, есть Outside – хотя это и не земля обетованная, но там хорошо, светло и красиво. А какие там закаты, какие пляжи! Как в сказке: “Вы стоите на пляже и чувствуете соленый запах ветра с моря. И верьте, что вы свободны, и жизнь только начинается…”.
А чьи-то мечты гораздо проще: один робот хочет найти своего отца, другому не нравится, что за ними следит “Большой брат”, а третий просто любит музыку и хочет разучить новые мелодии на гитаре. Они могут быть роботами, но они очень похожи на нас. Не во всем, конечно, но все же. Беседы с ними, благодаря B-12, иногда бывают очень интересными.
Нет, здесь нет персонажей, как в Red Dead Redemption 2 или The Last of Us, нет диалоговой системы. Но разработчикам удалось создать симпатичных или отталкивающих персонажей, которые, по большей части, вызовут эмоциональный отклик. Вы слушаете музыканта и думаете: “Да, его игра ужасна! Но как он старается!”.
В конечном счете, игра не заставляет (или, скорее, не всегда заставляет) вас помогать всем, кого вы встречаете, но в конце концов вы хотите, чтобы у этих роботов все было хорошо.
Противоборство
Здесь есть и те, кто не особенно рад нашему путешествию в глубины человеческой цивилизации. Биологическая жизнь представлена хедкрабами, прозванными “зурками”. В одиночку или парами они не представляют никакой угрозы. Когда их десятки…. Что ж, бегство в такой ситуации – вполне разумное решение.
Зурки отвечают в игре за то, чтобы игрок почувствовал прилив адреналина. Да, иногда от них можно убежать, но какая иногда бывает погоня! Да, иногда они могут перехитрить, а иногда победить – и все же то один, то другой подкрадываются нет-нет, да и подлизываются к нашему герою, лишая мобильности. А другие животные только рады помочь ему поскорее избавиться от незваного кота.
Рано или поздно вы привыкаете к врагам, и даже новые враги не кажутся такими уж грозными противниками. Но путь от страха перед неизвестным к чувству превосходства прекрасен. Тем более что по пути между одной “безопасной зоной” и другой мы еще несколько раз увидим нечто напоминающее Resident Evil или The Evil Within.
Геймплей
Игра не стесняется цитировать кого-то – и это оказывается очень забавным. Однако, несмотря на отдельные элементы ужаса, Stray – это игра об исследовании. Вселенная Stray полна загадок и вопросов, и не на каждый из них будет дан ответ. С одной стороны, печально, что эта неожиданная штуковина появляется в игре всего на несколько секунд – так мало за так много! С другой стороны, создатели сохраняют огромный потенциал для того, чтобы рассказать эту историю когда-нибудь в будущем.
Stray почти не требует от игрока принятия быстрых решений, хотя есть несколько очень динамичных сцен, и иногда ожидаешь, что вот-вот начнется! И из-за этого игра может показаться слишком расслабленной и слишком требовательной, чтобы удовлетворить любителя острых ощущений.
Если настроиться на игру и принять тот факт, что разработчики должным образом вложились в стилистику игры и повествование через окружение, то можно по-настоящему насладиться как самыми динамичными, так и самыми спокойными моментами. Мы можем не спеша бежать по городским улицам, заметить кондиционер, запрыгнуть на него, прыгнуть еще выше, еще и еще, а потом оказаться на, казалось бы, недоступной крыше, найти неочевидный секрет.
Главный персонаж
И с первых же секунд игры становится ясно, что создатели любят кошек всем сердцем. Авторы создали так много действий, которые совершенно не нужны в данном отрывке, но позволяют передать личность персонажей. Наш главный герой может устроить неприятный беспорядок и “задавить” случайного прохожего, в то время как здесь он находит уютное местечко для сна и мурлыканья, а этому роботу он нравится настолько, что он решает потереться о его ногу.
Учитывая, что такая небольшая, но богато детализированная игра была разработана довольно маленькой студией, можно только представить, что бы получилось, будь у команды больший бюджет и возможности. Не было бы багов (которые больше веселят, чем мешают прохождению игры) и странной физики (например, наш супер-кот может заставить летать почти все, что не прикручено).