Во время создания Mass Effect компания BioWare была на пике своего развития. В портфолио студии уже были такие легенды как Baldur’s Gate, Neverwinter Nights, Jade Empire и Star Wars: Knights of The Old Republic.
Вероятно, благодаря этому у кого-то в студии возникла идея создать еще одну РПГ на космическую тематику. Да и в целом известность KOToR помогла Mass Effect собрать вокруг себя преданную аудиторию в кратчайшие сроки.
Mass Effect 1 (2007)
Первая игра в серии была во многом уникальной для игровой индустрии того времени. Она смогла показать игрокам, что западные ролевые игры могут быть захватывающими и продуманными без необходимости читать мили текста диалогов. Упор делался на зрелищность, пафос и кинематографичность. Каждая сцена, каждый разговор и каждое событие были поставлены так, как будто геймер не проходит игру, а смотрит дорогой космический боевик.
Кроме того, главной особенностью сериала стала эмоциональная привязанность к героям, ярко показанная восточными коллегами. Даже для самых заядлых геймеров сопартийцы и симпатизирующие герою персонажи к концу истории стали родными. Персонажи и отношения — настолько важная часть композиции, что они были так же озабочены своим развитием, как и судьбой галактики.
Вдобавок ко всему, первый Mass Effect — самый исследовательский из всей трилогии (за исключением Андромеды). Локации здесь действительно большие, с множеством достопримечательностей, а не коридоры, как в его наследниках-сиквелах. К этому эффекту добавляется наличие обширной движущейся местности, которая исчезнет из сиквелов и вернется только в Андромеде».
Mass Effect 2 (2010)
В соответствии с динамикой игры, студия очень старалась избавиться от некоторой медлительности в первой части. Фактически, оттуда сериал больше переориентировался на шутер, а не пытался сесть на все стулья сразу.
Неожиданный поворот сюжета приводит Шепарда и его команду в квазикриминальный мир. Поэтому настроение повествования, а также стиль графики в Mass Effect намного мрачнее оригинала. Основные мотивы, которые встречаются на пути игрока, это корпорации, частные армии, бессилие властей и все такое мрачное и депрессивное.
Однако следственный элемент практически исчез. Миссии на необитаемых планетах были преобразованы в простые задачи в ближнем бою, а возможность управления транспортными средствами вернулась только в DLC. Тем не менее Mass Effect 2 — самая большая звезда в индустрии видеоигр. Многие считают эту часть лучшей из серии, и не зря.
Mass Effect 3 (2012)
Как и подобает эпическому финалу, история Mass Effect 3 захватывает. Основными мотивами, конечно же, были война, утрата, преодоление смерти друзей и попытка жить, когда все вокруг рушится. Строго говоря, единственным безусловным достоинством игры является сюжет. Даже при «картонном» сеттинге и слабой игре он остается в напряжении, вызывая бурю эмоций. И так продолжается до конца. Вы и сами все об этом знаете, а если не знаете, то сами обязаны посмотреть и составить собственное мнение.
Однако именно в третьей части уникальная система сюжетных опций, которые передаются непосредственно через систему сохранения, достигает своего апогея. Все персонажи собираются вместе, чтобы завершить большое приключение, которое сам игрок вынашивал на протяжении трех игр.
Также нельзя не упомянуть о многопользовательском режиме, впервые появившемся в серии. Геймплей был прост как палка, но возможность громить врагов вместе с друзьями могла продолжаться сотни часов.
Mass Effect Infiltrator (2012)
Мобильный спин-офф сериала, посвященный беглому агенту Цербера. Авторы игры постарались максимально точно перенести геймплей основных проектов на мобильные устройства, что у них неплохо получилось.
Об игре можно было бы рассказать подробнее, если бы не тот факт, что она создавалась для первых устройств iOS и Android и просто недоступна в современных магазинах на этих платформах.
Mass Effect: Andromeda (2017)
«Андромеда» на данный момент является последним представителем серии, возвращения которой пришлось ждать пять лет. Было понятно, что сюжету Шепарда некуда двигаться, поэтому игра была посвящена исследованию соседней галактики, исходя из названия Андромеда.
И если тех сотен лет хватило, чтобы казна поселенцев добралась до него, то чего не хватило авторам проекта, чтобы их творение во всем соответствовало названию Mass Effect, понять сложно. Игра вышла только в ужасном техническом состоянии. Баги, вылеты, плохая оптимизация и знаменитые проблемы с лицевой анимацией — все это ждало игроков с самого начала.
Mass Effect: Legendary Edition (2021)
Разработчики подкорректировали текстуры, добавили новые эффекты, адаптировали игру под разрешение 4К, в общем, сделали максимально комфортно для современного геймера. Самые глубокие изменения были внесены в первую часть, которая после многолетней давности сейчас выглядит весьма скромно. Впрочем, сборник — отличный повод переиграть не только оригинальную Mass Effect, но и ее сиквелы.
Будет ли продолжение?
Итак, мы знаем, что следующая Mass Effect находится в разработке: на The Game Awards BioWare официально анонсировала игру под рабочим названием The Next Mass Effect. Пока о ней мало что известно: в премьерном тизере мы увидели галактики Млечный Путь и Андромеду, мертвого жнеца, остатки ретранслятора и Лиару Т’Сони с доспехом N7 в руках.
Это пища для размышлений, но она не отвечает на самые важные вопросы. Вернется ли Шепард? Где будет проходить игра? Кто будет главным героем и в чем будет заключаться новая угроза? Выбор Лиары в качестве персонажа для тизера анонса не случаен: она азари, а представители этой расы — завидные долгожители. Поэтому разработчики путают игрока: события The Next Mass Effect могут происходить вскоре после окончания Mass Effect 3 и спустя сотни лет.
Как бы то ни было, новый Mass Effect еще впереди, и это внушает осторожный оптимизм. Подождем подробностей от BioWare.